Под постмонтажом мы понимаем дополнительную обработку на компьютере отснятого на видеокамере материала. Источник видеосигнала может быть как цифровым, так и аналоговым. Во втором случае потребуется еще и оцифровка исходного материала.
Необходимость постмонтажа вызвана рядом причин, к которым можно отнести:
1. Ваше видео – любительское, а это значит, что в большинстве случаев оно носит характер «репортажного». Мы имеем в виду, чтоВы снимаете события «в реальном времени» и, в большинстве случаев, не можете существенно влиять на их течение. Иначе говоря, у Вас нет возможности делать несколько «дублей, какв кино» с целью достижения нужного Вам результата.
Конечно, Ваш спутник (жена, муж, ребенок, близкий друг) могут повторить какие-то фразы или движения… но, не более того. «Чужой» автомобиль, тем более поезд или самолет второй раз в объективе Вашей камеры уж точно не покажутся.
Даже если вы ведете видеосъемку своих друзей, скажем, «на пикнике» - вряд ли они будут долго «плясать под Вашу дудку», скорее всего Вы вскоре будете посланы… сами знаете куда.
Нас умиляют «свадебные операторы» заставляющие жениха, невесту и все их окружение следовать какому-то сценарию и, более того, снимать свадьбу в «несколько дублей», а то и дней. Снимаем шляпу перед этими героями видеокамеры и сверхсознательными «брачующимися». У нас не укладывается в голове как можно праздник превратить в труд…, но это наше мнение и оно абсолютно субъективно.
2. Даже при большом опыте видеосъемки всегда присутствуют элементы брака, как технического, так и композиционного.
Пример «технического брака» - оператор находится в движущейся машине, которую тряхнуло на неровности дороги – этот фрагмент подлежит удалению и переснять его, как правило, не возможно.
Пример композиционного брака – Вы снимаете какой-то объект и, в это время, в кадр «внепланово вторгается посторонний объект» – машина, человек и т.п. Причем «это вторжение» сюжетно обыграть не представляется возможным.
Кроме того могут иметь место и просто ошибки оператора – «недосветил», «пересветил», «дернул», неправильно скомпоновал кадр и т.д.
3. Благодаря телевидению, практически все современные люди подсознательно приучены к высокому качеству видеоматериала. Поэтому смотреть на Ваши (наши) видеоопусы с огромным числом композиционных и технических ошибок им будет, мягко говоря, неинтересно. Если же быть честным самим с собой – то и Вам это тоже должно быть не интересно (если Вам известно такое понятие как самокритичность, без которого двигаться вперед просто не возможно).
Подобные вышеуказанным «вынужденные и невынужденные ошибки» как раз и удаляются при постмонтаже.
Монтаж можно классифицировать на линейный и нелинейный.
При линейном монтаже фрагменты монтируются последовательно по времени. Как правило, такой монтаж в настоящее время не используется, а применялся ранее по причине отсутствия доступных средств нелинейного монтажа.
При нелинейном монтаже допускаются «временные несоответствия» между отснятыми и отмонтированными кадрами (событиями).
Главное правило постмонтажа – никакой жалости к ошибкам – «резать» все, что плохо отснято или затянуто по времени кадра. Как бы дорог Вам этот кадр не был.
Скажем «по-секрету»: если все же «жаба победила» и очень хочется оставить «бракованный кадр» - сохраните его в отдельном файле и никому не показывайте, кроме себя и того человека, который настаивал на его сохранении.
Если есть возможность и желание – можете сохранять весь первоначально отснятый материал (но только для себя).
Рассмотрим что необходимо для постмонтажа:
1. Первоначально отснятый (исходный) материал на одном из типов носителей информации.
2. Устройство воспроизведения исходного материала. В большинстве случаев это та же видеокамера, на которой производилась первичная видеосъемка.
3. Компьютер, желательно с многоядерным (не менее 2-х) процессором, жестким диском емкостью хотя бы 500 Гб и оперативной памятью не менее 1-2 Гб.Плюс «приличный», желательно «широкоформатный» (т.е. 16х9), монитор с 19-дюймовой и более диагональю.
4. Соответствующее (выбранное Вами) программное обеспечение. Мы, например, пользуемся AdobePremiere. Ваш выбор может быть и другим.
5. Соединительные шнуры и носители информации, на которые будет записываться отмонтированный материал.
Важное замечание: Конфигурация компьютера может быть несколько проще, но это существенно увеличит время обработки видео, особенно если Вы отсняли его в формате HD.
В этой статье мы не будем касаться технических особенностей видеомонтажа (как, что и куда подключать, какие настройки выставлять и на что «нажимать»), а остановимся на его «творческой» стороне. При этом мы основываемся на собственном опыте и «вкусах». Ваше видение этого «творческого» процесса может быть иным.
Итак, производим захват видео на компьютер с сохранением на жестком диске (неплохо, если таких дисков на вашем компьютере будет хотя бы два,и они будут «достаточно быстрыми»).
Создаем «новый проект», в который загружаем захваченное видео. Вы, конечно же, понимаете, что проект может содержать информацию не обязательно с одной кассеты, диска или карты памяти. Кроме того, Вы можете добавить в проект музыкальное сопровождение, фотографии и, даже, «чужое» видео. Вопрос об авторских правах здесь обсуждать не будем – уверены, что с этим Вы вполне разберетесь сами.
Затем «перетаскиваем» на монтажную линейку исходный видеоряд и начинаем собственно монтаж. Прим этом Вы можете удалять неудачные сцены полностью или частично (практически до физического кадра), переставлять фрагменты по времени, создавать переходы между сценами.
О переходах – не злоупотребляйте «мозаиками» и прочими разнообразными переходами. Ваш фильм – не демонстрация технических возможностей оборудования, если только Вы не рекламный агент компании, производящей видеокамеры или программное обеспечение.
Достаточно применять несколько наиболее распространенных переходов таких как «фейдер» (проявление-выцветание) и «склейка в стык».
Избегайте «временных затяжек» особенно статичных или малодинамичных кадров. Их продолжительность рекомендуем ограничить 3-5 секундами.
Лучший «учебник начинающего видеомонтажника» - телевидение (но не местечкового разлива и не MTV). Смотрите, как там оформляют аналогичные видеоматериалы, и Вы многому научитесь.
Кроме того, Вы можете подкорректировать, при необходимости и в определенных пределах, качество первичного материала (контрастность, насыщенность, экспозицию и т.д.).
Выстроив видеоряд, можно приступать к работе созвуком, накладывать музыкальное сопровождение и титры. Кроме того, Вы можете добавить «закадровую озвучку», т.е. комментарии, сделанные в ходе постмонтажа.
Очень редко встречаются видеолюбители, у которых кроме встроенного в камеру микрофона есть дополнительные устройства (микрофоны, диктофоны и т.д.). Запись же звука на «штатный», т.е. встроенный микрофон, как правило, всегда очень низкого качества. Поэтому при монтаже у Вас есть три варианта:
А) оставить все как есть (самый простой, но не самый хороший)
Б) «вырезать» звук и заменить его «музыкой» (достаточно простой и достаточно эффективный способ, особенно если речь идет о «репортажной съемке» скажем Ваших путешествий и т.п.)
В) «переозвучить заново» - самый трудоемкий, но и самый качественный вариант. Требует существенных усилий и некоторой тренировки в повторном «попадании текста в губы», плюс не всегда возможно восстановить исходный текст (например, из-за шума ветра или иных посторонних шумов). Кроме того, не всегда можно пригласить для переозвучки персонажей съемки.
Мы бы рекомендовали Вам вариант Б и настоятельно не рекомендуем вариант А. Если же Вы справитесь с вариантомВ, то Вы уже на пути к профессионалам и можете переходить к варианту Г - переозвучка и музыкальное сопровождение.
Кроме того, вы легко можете добавить так называемые «титры» или, иначе говоря, подписи к соответствующим сценам.
И последнее – не пытайтесь снять футбольный матч, концерт или даже свадьбу, используя всего одну камеру – ничего путного из этого не получится.
Камер должно быть как минимум три, ну хотя бы две. Одна - на общем плане (включена постоянно, остальные – на разных планах и деталях). Соответственно несколько операторов со средствами связи между ними. И, конечно же, камеры должны работать в одном формате.
Мы сомневаемся, что футболисты будут ждать пока Вы смените место съемки или будете менять батарею или кассету.
«Издеваться» над свадьбой или иным торжеством могут только люди, не понимающие что это торжество не для видеооператора, а для его виновника – юбиляра или молодоженов. Но это – чистое ИМХО.
И очень важно помнить – не монтируя отснятое видео очень трудно научиться правильно его снимать. Именно во время монтажа явно видны все допущенные во время съемки ошибки.